Сотрудничество «Школа – ВУЗ» в области ранней предпрофильной подготовки школьников

Анализируя мнения экспертов,  можно утверждать, что период воспитания инженера составляет не менее семи лет, из чего следует, что начало этому воспитанию должно быть положено уже в школе. Задача осложняется тем, что существующая система профильного образования в старшей школе еще далека от совершенства. Многие ученики до конца не определились с будущей профессией,  они хотели бы попробовать себя в разных областях.  Другие, выбрав специальность, вдруг понимают, что некоторых знаний по определенным предметам не хватает, начинают в спешке догонять, что отрицательно складывается на общую подготовку к ЕГЭ.  Часто ученикам требуется дополнительное  время, которого у них уже нет.

Несомненно, ранняя предпрофильная подготовка, начиная с 5-ых классов, не суживает пространство будущего выбора ученика – она помогает выработать у школьника активную позицию, стремление к развитию. В этом возрасте юные ученики делают первые самостоятельные шаги в современном мире. Они максимально любознательны. Они готовы впитывать большой объем разнообразной интересной информации.

Для подготовки будущих профессионалов по новым высокотехнологичным профессиям углубленного изучению таких предметов как физика и математика недостаточно.  Ранняя предпрофильная подготовка имеет цель не только быстрого развития школьника, но и привития навыков проектной работы, которая на следующей ступени обучения облегчает изучение нового материала. Она меняет установившуюся типовую структуру получения знаний, которая сдерживает развитие ученика. Раннее профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, особенности мотивации, склонности и способности каждого ученика, создаются условия для образования школьников в соответствии с их жизненными интересами.

Ранние профильные классы должны отличаться от обычных физико-математических или лингвистических классов особенным учебным планом. Кроме традиционных уроков, используются такие формы, как лекции, семинары, конференции, компьютерные уроки, электронные презентации, что в сочетании с проектной деятельностью способствует формированию дополнительных навыков и компетенций. Фундаментальные знания, заложенные общим образованием, развиваются по мере приобретения практических навыков. Знание приобретает конкретное содержание благодаря профессиональному образованию, несущему информацию о конкретных профессиональных навыках.

Однако сегодня в школе нет специалистов, которые на должном уровне могли бы преподавать дополнительные специальные предметы. Это современное программирование, 3D моделирование, робототехника, бионика, экология, экономика, финансы, проектная деятельность и некоторые другие предметы.  Система школьного образования никогда не готовила таких специалистов. Решить эту задачу может только связка «школа – ВУЗ». В школьные классы должны  привлекаться опытные преподаватели соответствующих кафедр, заинтересованные  в качестве знаний школьников и ответственные за результаты своего труда.  В свою очередь школьные преподаватели должны проходить соответствующее обучение и практикум  в стенах ВУЗа. Ученики должны иметь возможность посещать лаборатории ВУЗа, принимать участие в семинарах и других мероприятиях, адаптированных под возраст учеников.

Важным моментом для связки «школа – ВУЗ» является разработка полноценной долгосрочной программа сотрудничества, в которой будут учтены общие цели и задачи, при этом необходим постоянный контакт школьных педагогов и специалистов  ВУЗов. Основные направления взаимодействия вузов со школами:

  • учебно-методическое взаимодействие, которое включает в себя подготовку и апробацию учебных материалов и методических пособий для учащихся и учителей;
  • научно-методическая работа: организация научно-практических конференций с привлечением учащихся школ, рецензирование преподавателями вузов исследовательских и проектных работ учащихся, проведение на базе вуза предметных олимпиад и конкурсов среди учащихся;
  • кадровая работа, которая заключается в переподготовке кадров путем организации курсов повышения квалификации учителей на базе вузов;
  • преподавательская деятельность, включающая проведение дистанционных лекций и очных консультаций для учителей, привлечение к учебному процессу высококвалифицированных кадров для ведения профильных дисциплин и элективных курсов.
  • профориентационная работа, готовящая учащихся к профессиональному самоопределению: проведение дней открытых дверей в вузе, представление вуза;
  • консультационно-техническая помощь школе: выбор научно-технического оборудования, программного обеспечения и другая помощь, которая способствует преемственности получаемых знаний по системе «школа – ВУЗ».

Профессиональный рынок труда развивается очень быстро. С одной стороны, рынок труда требует от вузов молодых и амбиционных профессионалов, а с другой – вузы принимают таких абитуриентов, каких им подготовила  школа. Поэтому  взаимодействие с вузами становится не желанием отдельных школ, а необходимостью для всей системы общего образования. Ученики и их родители, видя высокую активность по возрождению престижных профессий, становятся сильно мотивированными и демонстрируют прямую заинтересованность в ранней предпрофильной подготовке. И не зря наиболее успешными являются школы, у которых уже давно сложились прочные связи с вузами. Вероятно, через один – два года количество профильных классов в средней школе  кратно увеличится, а предпрофильная подготовки будет стартовать уже в 5-х классах.