Нам нужна стратегия развития образования !

14 марта состоялось расширенное заседание коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации. Участники мероприятия подвели итоги деятельности Минобрнауки России за 2017 год и обсудили задачи ведомства на 2018 год.

С докладом на коллегии выступила Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева. Она представила результаты работы ведомства в разрезе основных направлений реализации государственной политики, подчеркнув, что министерство занимается разработкой стратегии развития образования. Это очень важный тезис, вызвавший одобрение собравшихся.

О. Васильева отметила, что катализатором изменений в образовательной и научной сфере на федеральном и региональном уровнях стали майские указы Президента России Владимира Путина, принятые в 2012 году.

— Мы выявили наиболее проблемные участки, сформировали механизмы оперативного решения задач, отработали инструменты взаимодействия со всеми участниками реализации майских указов, — сказала Министр, уточнив, что «одним из самых значимых и масштабных направлений реализации указов стало повышение уровня заработной платы педагогических работников на всех уровнях образования.

Глава Минобрнауки России сообщила, что уровень среднемесячной заработной платы в общем, профессиональном, высшем и дополнительном образовании поэтапно повышался.

— Так, в абсолютных значениях размер средней заработной платы увеличился в 2017 году в сравнении с 2016 годом на тысячу шестьсот рублей в общем образовании, на четыре тысячи двести рублей – в дополнительном образовании детей, на две тысячи четыреста рублей – в профессиональном образовании, на восемь тысяч семьсот рублей – в высшем образовании, — сказала Ольга Юрьевна.

Министр подчеркнула, что значения показателей уровня заработной платы в среднем по Российской Федерации по итогам 2017 года соответствуют значениям, заложенным в указах.

— Вместе с тем наша совместная с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами федеральной власти, имеющими подведомственные образовательные и научные организации задача – обеспечить не просто достижение запланированного значения показателя в среднем по России, но добиться этого в каждом из 85 регионов. Хочу особо подчеркнуть, что эту работу мы в последнее время ведем практически в онлайн-режиме, и она в 2018 году будет последовательно продолжаться в качестве одного из приоритетов, — заявила Ольга Юрьевна.

Министр подчеркнула, что в 2017 году была реализована полная система инструментов поддержки сектора науки, а также сохранён высокий уровень исследовательских коллективов и исследований.

– У нас происходит рост инвестиций в науку в 2017 году – по отношению к 2012 году внутренние затраты на исследования и разработки увеличились в 1,3 раза — с 699,9 миллиардов рублей в 2012 году до 943,8 миллиардов рублей в 2016 году. Также доля публикаций российских исследователей в мировом потоке составила 2,44 процента. Это означает, что национальная фундаментальная наука находится на переднем крае исследований в мире, – резюмировала глава Минобрнауки России.

О. Васильева информировала о наиболее значимых общесистемных мероприятиях и проектах Министерства в 2017 году. Среди них — разработка отраслевой стратегии развития образования – документа, охватывающего все уровни образования; модернизация образовательной статистики; комплексный мониторинг системы образования; работа по совершенствованию и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования.

Среди задач на 2018 год О. Васильева перечислила, в том числе, реализацию совместно с субъектами РФ проекта по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в организациях, реализующих программы дошкольного образования; формирование национальной системы учительского роста; разработку и утверждение предметных концепций по физике, химии, биологии, астрономии, ОБЖ; государственную поддержку модернизации и обновления материально-технической базы профессиональных образовательных организаций; поэтапное внедрение ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья и модернизацию дефектологического образования; развитие органов студенческого самоуправления и реализацию программ международного молодёжного сотрудничества; завершение работы над проектом федерального закона «О научной, научно-технической, инновационной деятельности в Российской Федерации».

Президент РФ Владимир Путин встретился с победителями и финалистами проектов форума «Россия – страна возможностей» и выступил на итоговом мероприятии. Он, в частности, сказал:

— Наша Родина,  любимая нами Россия, ждёт и очень хочет, чтобы каждый из вас смог реализовать все свои планы, все свои начинания, все свои творческие задумки. Потому что если это произойдёт, то вместе с вами будет развиваться и страна. Она будет устремлена в будущее, она будет успешной, она будет страной, которой все мы будем гордиться. Гордимся и будем гордиться в будущем.

Председатель общественного совета при Минобрнауки президент РАО Людмила Вербицкая отметила, конструктивные отношения, сложившиеся у министерства с общественностью и в частности с Российской Академией образования. Она подчеркнула, что без нового учителя не может быть новой школы. Язык должен сохраниться, как язык науки и образования, и в этой связи очень нужен единый учебник русского языка.

В этом году РАО отметит свой 75-летний юбилей.  И у нас большие планы заявила Л. Вербицкая, по развитию сотрудничества с  министерством. В РАО, например, создается отделение словесности, которое позволит более пристально рассматривать проблемы русского языка и литературы, которые накопились в нашей системе образования.

На заседании выступил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.

— Современный мир – это мир знаний, что очень хорошо понимает наш президент Владимир Владимирович Путин, который в своём Послании Федеральному Собранию предложил России осуществить новый модернизационный рывок, – сказал глава Комитета Госдумы в начале своего выступления. – Государственной Думой на ближайшие два года предусмотрено принятие 58 законопроектов, связанных с цифровой экономикой, робототехникой, искусственным интеллектом, блокчейном. Эти изменения, в свою очередь, приведут к существенному переформатированию рынка труда. Структура профессий будет кардинальным образом меняться, и уже понятно, какие профессии станут наиболее востребованы.

Никонов отметил, что работа Комитета по направлению «образование» значительно отличается от того, что делается по направлению «наука».

— Закон «Об образовании» принят Госдумой в прошлом созыве, на его основе внесены изменения в 180 других законов. Затем шла точечная настройка принятого закона, и сейчас эта работа продолжается. В сфере науки ситуация прямо противоположная. Мы находимся на пороге принятия нового закона о науке, вносится большое число законопроектов, относящихся к разным сферам научно-технического развития, – рассказал депутат.

Он сообщил, что между Комитетом и Минобрнауки установлено конструктивное взаимодействие, особо отметив, что «министерство продвигается в сторону выработки стратегии развития образования в стране».

— У нас совпадающие позиции в отношении бюджетной политики, понимания того, что сферы образования и науки недофинансированы, особенно с учетом задач, выдвинутых в Послании президента. Это касается и строительства новых яслей, и строительства новых школ. Та бюджетная траектория, которая предложена Министерством финансов и Правительством, не позволит нам осуществить перевод школ на одну смену к 2025 году, – констатировал Вячеслав Никонов.

Депутат рассказал и о проблемах с финансированием высшего образования.

— На момент принятия бюджета в прошлом году только сумма штрафов, выставленных вузам за рушащиеся стены и потолки, составляла 54 миллиарда рублей. Серьёзно недовыполняются нормативы финансирования вузов. И, конечно, самая вопиющая вещь – невыполнение майского 2012 года указа президента о финансировании науки, – подчеркнул председатель профильного Комитета.

Вячеслав Никонов подробно рассказал о тех законопроектах, над которыми в настоящее время ведётся работа в Комитете Госдумы по образованию и науке.

В части законодательства о науке Никонов отметил как наиболее значимые два уже принятых документа – о совершенствовании правового регулирования процедуры выборов президента Российской академии наук, а также об инновационных научно-технологических центрах.

В портфеле Комитета находится президентский законопроект о Российской академии наук, уже согласованный с РАН, а также правительственный законопроект о государственных научных центрах Российской Федерации.

— Удалось договориться о том, что Правительство будет представлять в Госдуму отчёт не только по образованию, но и по науке. Это очень важно, так как мы не имеем полной картины состояния российской науки, в том числе при организации бюджетного планирования, – добавил депутат.

В центре внимания – новый закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ». Текст законопроекта был вынесен на общественное обсуждение, слушания и дискуссии прошли в разных аудиториях, в том числе по линии Комитета.

— Могу сказать, что отношение к законопроекту плохое. Замечаний очень много. И моё глубочайшее убеждение, что в том виде, в котором он представлен, у него нет шансов на принятие в Госдуме. Над ним надо ещё поработать, учесть мнения, которые высказывают Российская академия наук, ведущие вузы, учёные, – сообщил Никонов.

Глава Рособрнадзора, замминистра образования и науки Сергей Кравцов, в частности, отметил, что количество филиалов негосударственных вузов в России за 4 года сократилось почти в 10 раз.

— За 4 года мы проверили практически каждый вуз и филиал. Было проведено 2 391 контрольно-надзорное мероприятие: плановых — 469, внеплановых — 1922 проверки. Количество аккредитованных вузов сократилось с 2605 до 1100. И я впервые назову цифру по филиалам негосударственных вузов. Их было 523, стало — 56, — сказал Кравцов.

Он сообщил, что пик проверок российских вузов уже прошел, а ситуация в этой сфере стабилизировалась.

— Наша ближайшая задача… перейти в системе аккредитации вузов от формальной оценки к реальной оценке знаний, как это уже сделано в школьном образовании, — добавил Кравцов.

Президент РАН Александр Сергеев сообщил, что отношения между Российской академией наук (РАН) и представителями Министерства образования и науки в последние годы кардинально изменились, теперь структуры плотно сотрудничают.

— Мы работаем фактически в режиме еженедельных личных встреч, контактов, и с Ольгой Юрьевной [Васильевой], и с Григорием Трубниковым. И я должен сказать, что в этом отношении ситуация кардинально отличается от той, которая сложилась у нас в 2012-2016 годах, когда отношения скорее можно было характеризовать словами из эпохи холодной войны, чем конструктивного сотрудничества, — сказал он.

По слова Сергеева, у РАН и министерства много совместной деятельности и планов на будущее.

Выступавшие  на коллегии представители других организаций давали положительную оценку  работы министерства, называли насущные  проблемы, над которыми предстоит работать.

На этой позитивной ноте собравшиеся приняли  проект решения  назревших проблем в образовании.