Куда ведет Болонский процесс?

Время от времени с разной активностью в общественном пространстве возникает дискуссия о целесообразности участия России в Болонском процессе, высказывается точка зрения об унифицированных стандартах, ущемляющих национальные интересы.

23-24 мая  2018 года в Париже состоялась юбилейная 10–я  конференция министров образования стран-участниц Болонского процесса, объединившая представителей 70 стран мира. Российскую делегацию возглавлял статс-секретарь — заместитель профильного министерства РФ П. Зенькович, в состав  официальной делегации также  входила наша собеседница, директор ФГБУ «Главэкспертцентр» Вера Скоробогатова. С ней наш разговор сегодня:

— Вера Игоревна, как Вы относитесь к высказываниям  о негативной роли  участия России в Болонском процессе?

—  Не думаю и не представляю, что сегодня возможен такой шаг назад, очень часто встречаюсь с представителями образовательных организаций, которые имеют недостаточное   представление  о  Болонском  процессе,  и для чего 19 июня 1999 г. в городе Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию о европейском пространстве  высшего образования  или Болонскую декларацию. В качестве основной цели Болонский процесс должен был обеспечить сближение, гармонизацию и последовательность систем высшего образования в Европе.

Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на Берлинской встрече министров образования европейских стран, и я считаю, что это был очень важный и своевременный шаг для  системы образования страны.

Болонский процесс – это не только переход на трехуровневую систему образования, но и сближение, гармонизация и последовательность систем высшего образования в Европе через использование унифицированных единых инструментов. Имеется в виду Национальная рамка квалификаций, Европейское приложение к диплому, универсальная система измерения учебной нагрузки студента при освоении образовательной программы  —  так называемая  ECTS, система накопления кредитов, и, наконец, единые подходы в оценке качества высшего образования, закрепленные в Европейских стандартах  обеспечения качества (ESG).

При  этом  каждая страна действует в соответствии со своими национальными интересами и приоритетами, например, в России, наряду со степенями, принятыми в Болонском процессе, существует и специалитет по определенным направлениям подготовки.

— Вы возглавляете ФГБУ «Главэкспертцентр», обеспечивающий признание иностранного образования в России. Какую роль в признании играют инструменты Болонского процесса?

— Самое прямое. На чем основано признание иностранного образования, в том числе, российского, за рубежом? На доверии к системе оценки качества образования, т.е. аккредитации;  на сопоставимых уровнях и программах образования; на возможности в едином измерении определить учебную нагрузку по предметам; на прозрачности  и  объективности процедур признания, основные принципы которого заложены в Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе от 11 апреля  1997 г., так называемой Лиссабонской конвенции.

В соответствии с ее положениями каждая страна должна иметь Национальный информационный центр по признанию иностранного образования, который должен давать максимально полную и объективную информацию о системе образования страны, о процедурах  признания,  о системе обеспечения качества. В соответствии с распоряжением  Правительства России  на  «Главэкспертцентр» возложены эти полномочия.

Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204  «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” поставлена цель   обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, а  также задача         увеличения не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях.

Скажите, можно выполнить эту задачу, если  мы будем говорить на разных языках о направлениях подготовки, об учете учебной нагрузки, об оценке качества? Если наше образование не будет признаваться, потому что игнорирует общепринятые принципы и проверенные временем  инструменты.

Использование инструментов  Болонского процесса – это путь к автоматическому признанию российского образования, что очень важно для нас, потому что пока нам приходится доказывать, что наша 11-летняя система среднего образования дает те же знания , что и принятая в Европе 12-ти летняя, что уровень специалиста согласно  Европейской рамке квалификаций нужно признавать на уровне магистра и многое другое.

В Ереванском коммюнике  (май 2015 г.) поставлена задача  «Гарантировать, что квалификации из других стран Европейского пространства высшего образования  будут автоматически признаваться на том же самом уровне, который соответствует национальным квалификациям», автоматическое признание –  важный современный тренд, но о нем можно говорить только при условии  единых гармонизированных подходов.

Благодаря Болонским реформам достигнут прогресс в предоставлении студентам и выпускникам возможности перемещения в Европейском пространстве высшего образования с признанием их квалификаций и периодов обучения; образовательные организации становятся все более активными в международном контексте; представители академического сообщества участвуют в совместных исследовательских и образовательных программах, растет академическая мобильность.

О каких приоритетах европейского пространства высшего образования говорилось на конференции в Париже?  

— В последующие 2 года странам предстоит сосредоточиться на реализации положений Парижского коммюнике – итогового документа, принятого Министрами по завершении мероприятия. В частности, в коммюнике подчеркивается особое значение качества высшего образования в соответствии с Европейскими стандартами и рекомендациями по обеспечению качества, развития цифровых технологий, соблюдения положений Лиссабонской конвенции о признании, а также усиление социального аспекта высшего образования.

В сфере повышения академической мобильности и взаимного признания результатов обучения требуется полная имплементация Европейской системы переноса и накопления зачетных единиц (ЕСTS). Министры также одобрили принятие обновленного Приложения к Диплому (Diploma Supplement) и отметили возрастающую роль образовательных программ короткого цикла.

Также говорилось об особой роли университетов в  общественной жизни, так называемой  «третьей»  миссии, социальной – содействии социальному, культурному и экономическому развитию общества.

— Какой вклад внесла Россия в работу конференции?

Во-первых,  Россия активно участвовала в подготовке конференции. Большая заслуга принадлежит ректору  МИИГАиК  Н. Камыниной, которая является официальным уполномоченным представителем Российской Федерации в Болонской Ассамблее. Мы представили  Национальный доклад о внедрении инструментов Болонского процесса, который  получил положительную оценку, что свидетельствует об успешной интеграции России в Европейское пространство высшего образования.

В своем выступлении заместитель министра П. Зенькович отметил достижения Российской Федерации в области высшего образования и приоритетные направления работы, такие как обеспечение качества и доступности образования, трудоустройство выпускников, а также разработку новых образовательных стандартов в соответствии с современными потребностями экономики и рынка труда.

В то же время надо сказать, что мы еще не в полной мере используем инструменты Болонского процесса, например, у нас до сих пор не принята Национальная рамка квалификаций, что значительно затрудняет процесс признания наших квалификаций за рубежом, не все образовательные  организации выдают Европейское приложение к диплому, слабо  используется Европейская система трансфера и зачета кредитов (ECTS).  Главэкспертцентр ведет большую работу по их внедрению, регулярно проводит обучающие мероприятия, консультирует ВУЗы.

Учитывая, что в прошлом году был утвержден приоритетный проект «Развитие экспорта российского образования», ставящий амбициозные задачи увеличения количества иностранных студентов и развития несырьевого экспорта, конечно, нужно двигаться дальше, в том числе, и в рамках данного проекта.  Кстати, Казахстан, значительно позже нас присоединившийся к Болонскому процессу, в 2010 году,  сделал более решительный рывок по внедрению его принципов и правил.

— А где проходила конференция?

— Во Дворце Броньяр, но открытие проходило в главном здании ведущего университета Франции, в амфитеатре – Сорбонны, в интерьерах VIII  века, под внимательными взглядами  основателя университета Робера де Сорбона,  выдающихся ученых Блеза Паскаля, Антуана Лавуазье, Рене Декарта, наконец, кардинала Ришелье, по инициативе которого построена Капелла Сорбонны.

Именно в Сорбонне  25 мая 1998 года министрами четырёх стран: Франции, Германии, Италии и Великобритании была подписана Сорбонская декларация о гармонизации архитектуры Европейской системы высшего образования, заложившая основные принципы Болонского процесса. На сегодняшний день он включает в себя 48 государств, которые за последние 20 лет осуществили значительные преобразования в своих национальных системах образования и это продвинуло европейское образование вперед.

В принятом в Париже коммюнике подчеркивается, что «академическая свобода и  целостность, институциональная автономия, участие студентов и преподавателей в управлении высшим образованием и ответственность перед обществом за высшее образование – это основа Европейского пространства высшего образования.  В то время, когда Европа сталкивается с  серьёзными социальными проблемами —  от безработицы и социального неравенства до проблемы миграции и роста политической поляризации, радикализации и насильственного экстремизма – высшее образование может и должно  играть решающую роль в решении этих вопросов.  Обеспечивая студентов и других учащихся  возможностями обучения в течение всей жизни для личного развития,  высшее образование повышает  перспективы их трудоустройства и стимулирует быть  активными гражданами в демократических обществах».

Разве мы не согласны с этими принципами?