В борьбе за качество

В Правительстве рассчитывают, что повысить качество высшего образования в России поможет и отказ от «услуг» слабых вузов. За три года, с 2014 по 2017 год, число институтов и их филиалов в стране уменьшилось практически вдвое — на 1097 организаций (с 2268 до 1171). В общей сложности власти планировали сократить число вузов на 40 процентов, филиалов — на 80 процентов. «Расценивать этот процесс как стремление закрыть как можно больше вузов ни в коем случае не стоит, — подчеркнула первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. — Это происходит только с теми вузами, которые стали «фабрикой» по штамповке дипломов. В результате сотни окончивших их юношей и девушек не могли устроиться на работу. Непонятно, какие знания они там вообще получали».

Сенатор напомнила, что при проверке некоторых, в настоящее время закрытых, учебных организаций выяснялось, что студенты не провели там ни одного дня. «Им просто выдавали на руки диплом, — пояснила Лилия Гумерова. — Наши вузы высоко котировались во все времена своего существования. И нам нужны только те организации, где сохранены традиции высшей школы, где есть соответствующая научная база, квалифицированные преподаватели».

По мнению парламентария, государство не должно спокойно смотреть на то, как молодые люди и их родители, по сути, становятся жертвами обмана — их вынуждают платить деньги «за лжеобразование, которое впоследствии им никак не поможет при трудоустройстве».

Зачем нужны «целевики»?

Престиж российского высшего образования поможет поднять и увеличение приёма на те специальности, которые будут востребованы в ближайшем будущем. По прогнозам чиновников и объединений работодателей, к 2020 году наибольшей популярностью будут пользоваться такие направления обучения, как педагогика, здравоохранение, инженерная подготовка, IT-технологии, ядерная энергетика, авиационная и ракетно-космическая техника, технологии кораблестроения. Так что бюджетный приём на педагогические и инженерные направления планомерно увеличивается. Из года в год растёт и доля прикладного бакалавриата.

Ставку кабмин делают и на совершенствование системы целевого обучения в вузах. Вопрос о необходимости пересмотра «правил игры» в этой сфере был поставлен ребром два года назад, на совещании с участием премьер-министра Дмитрия Медведева в Чувашии. По итогам встречи глава Правительства дал поручение создать нормативную базу, которая позволит повысить эффективность целевого приема студентов в институты и закрепить ответственность сторон, напомнила член Комитета Госдумы по образованию и науке Алёна Аршинова. «При этом премьер-министр назвал профанацией нынешнюю систему подготовки целевиков в вузах. Ведь государство затрачивает средства на обучение, однако государственные структуры, направляющие целевиков, их не востребуют, а школы и больницы не получают молодых специалистов», — указала депутат.

По данным Правительства, в настоящее время обязательства заказчика целевого обучения и студента не выполняются сплошь и рядом. Так, более 50 процентов договоров не содержат мер поддержки студентов, а 62 процента договоров не предусматривают обязательного трудоустройства выпускников.

В весеннюю сессию был принят закон, который, в частности, предусматривает повышение ответственности всех сторон при целевом образовании в вузах. Прежде всего это касается работодателей, отметила Алёна Аршинова. «Речь идет о взыскании неустойки в размере затраченных на обучение студента средств, если работодатель не исполнил обязательства по трудоустройству, — уточнила депутат. — Аналогичную материальную ответственность будут нести и обучающиеся в случае неисполнения своих обязательств». Кроме того, закон предписывает, что перечень специальностей и квоты на целевое обучение в вузах будет определять Правительство, а также органы госвласти региона и муниципалитета — в зависимости от того, кто финансирует бюджетные места в вузах.

В настоящее время квоты целевиков определяют сами институты. По мнению Алёны Аршиновой, данный законопроект решит проблему дисбаланса в подготовке кадров, в первую очередь нехватки учителей-предметников, врачей и рабочих на предприятиях. «У абитуриента должна быть вся необходимая информация. Для этого можно предусмотреть создание единых федеральных информационных центров», — считает депутат. Также законодательная инициатива расширит список возможных заказчиков целевого обучения за счет компаний, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, а также организаций, созданных госкорпорациями. По расчётам чиновников, это позволит проводить целевое обучение Росатому, Роскосмосу и другим госкомпаниям, которые являются лидерами российской экономики.