Стартап в зачет?

Выпускники вузов могут теперь защищать не стандартный диплом, а собственный бизнес-проект

Студент придумал аккумулятор для работы в сверхнизких температурах Арктики? Или экспресс-тест для ранней диагностики болезни Паркинсона? А, может, запустил производство экомороженого?.. Прекрасно. С нынешнего года выпускники всех российских вузов могут защищать подобные проекты или стартапы в качестве дипломной работы. Это предусмотрено госпрограммой «Цифровая экономика РФ».

Стартап — принципиально новое для университетов дело. Если не сказать — революционное. Эксперты уверены: создание своей команды, разработка идеи и даже «проба» в виде прототипа — все это приближает вузовское образование к потребностям рынка. А значит, увеличивает шансы выпускника найти хорошую работу. Пока, по данным Минобрнауки, большинство вузов принимают только традиционные выпускные работы. Стартапы вместо дипломов засчитывают лишь в 71. Но — лиха беда начало.

Так, вместо привычных дипломов перед экзаменационной комиссией впервые будут защищать свои проекты выпускники Санкт-Петербургского госуниверситета. Причем всех уровней: бакалавры, магистры, специалисты и даже аспиранты.

Правда, необходимо соблюсти несколько условий. Проект должен представлять прикладную научно-исследовательскую разработку или оригинальную и перспективную бизнес-модель, которая создана в рамках конкурса стартапов. Например, такого как «Start-up СПбГУ». В экспертный совет конкурса обязательно должны входить потенциальные инвесторы. К тому же студент должен оказаться в составе команды победителей, а тематика работы — соответствовать образовательной программе. Что еще важно? Участники конкурса получают неплохой бонус — возможность получить до 1 300 000 рублей на создание собственного дела. Кстати, официально засчитывать студенческие стартапы как дипломы, предлагает и Минэкономразвития. Да не просто засчитывать, но еще и «монетизировать»: самым успешным «стартаперам» выделить государственные гранты для поддержки и реализации их проектов. «Заработать» на таком дипломе можно будет полмиллиона рублей! По словам замминистра экономического развития Саввы Шипова, уже в 2019 году предполагается выделить 500 таких грантов.

Одним из первых российских студентов, который защитил стартап вместо диплома, стал выпускник Школы экономики и менеджмента ДВФУ Евгений Перельман: два года назад он презентовал свой бизнес-проект по продаже медицинского аппаратно-программного комплекса. Если не вдаваться в подробности: эта разработка серьезно позволяет больным с заболеваниями дыхательных путей.

Проект оказался настолько привлекательным, что нашелся инвестор, готовый вложить в него 10 млн рублей. Сейчас Евгений — резидент дальневосточного фонда «Сколково». Ведет около 20 проектов.

А в прошлом году в качестве диплома в Дальневосточном федеральном университете засчитали стартап студентов Школы естественных наук Даниила Сербиновича и Аркадия Березкина. Их проект по разработке бионического протеза нижней конечности получил инвестиции от Фонда содействия инновациям.

— Готов рабочий прототип стопы, который выдерживает человеческий вес и двигается по команде, — рассказывает Даниил Сербинович. — Есть собственное программное обеспечение. Мы «обучили» модель нейронной сети, которая может предсказывать правильное движение стопы и помогает протезу двигаться естественно. Следующий шаг — создание тестового прототипа.

Сегодня в ДВФУ уверены: подобный принцип защиты дипломов может сформировать вокруг российских вузов инновационную среду. А запуская собственный успешный бизнес, выпускник подтверждает высокую квалификацию, приобретенную за годы обучения в университете.

Засчитывать студенческие стартапы как дипломы, предлагает и Минэкономразвития. «Заработать» на таком дипломе можно будет полмиллиона рублей!

Так что? Прощай, диплом в 100 страниц, треть из которых — список использованной литературы? Однако, по мнению проректора Высшей школы экономики Сергея Рощина, в этом направлении надо все-таки идти очень осторожно:

— Это довольно привлекательная форма выпускной работы, но есть серьезные вопросы. Скажем, как оценивать удачу или неудачу проекта? И нельзя забывать, что мы говорим о дипломе как итоговой работе, после защиты которой получают «корочку» — официальный документ гособразца. Здесь не может быть абсолютной свободы в формате и оценке результатов.

В Вышке считают: важнее делать стартап не форматом выпускной работы, а одним из принципов обучения в целом. Например, проектный тип обучения- основной в лицее при ВШЭ. Школа дизайна здесь тоже работает по этому принципу.

Тем не менее многие аналитики убеждены: формула стартапа лишь на первый взгляд кажется применимой только к проектам из области информационных технологий, высокотехнологичной медицины, торговли или инженерного дела. Почему? Это всегда творческий подход к воплощению идеи. Поэтому в сфере искусства или, допустим, педагогики, она тоже имеет право на существование. Любопытно, что в зарубежных вузах практика стартапов не распространена, поэтому Россия здесь вполне может стать новатором.

учили инвестиции на его развитие. Фото: Роман Савин

Официально

Михаил Котюков, министр науки и высшего образования РФ:

— В рамках нацпроекта мы предлагаем вузам эксперимент: вместо стандартного диплома засчитывать успешный бизнес-проект или продуманный стартап. Суть в том, что, подготовив бизнес-проект или опубликовав, например, серьезное исследование в хорошем научном издании, выпускник уже демонстрирует высокий уровень подготовки и компетенции, который можно не перепроверять.

Комментарии

Степан Хачин, руководитель Школы инженерного предпринимательства ТПУ:

— С 2017 года возможность защиты диплома в виде стартапа была только у студентов по направлению «предпринимательство». Но в этом году мы готовы принимать бизнес-проекты у студентов технических направлений. Формат защиты не противоречит традиционным требованиям.

Ольга Осипенко, руководитель департамента развития магистратуры СФУ:

— У нас есть проект «Специальное инженерное образование» для магистров. Это пять программ, и у каждой есть партнер-заказчик из реального сектора экономики. Магистранты в течение двух лет разрабатывают собственный проект, причем тему им дает именно компания-партнер. Это всегда реальная производственная задача. Такой формат госаттестации наиболее понятен и интересен промышленной кампании.

Справка «РГ»

Стартап — бизнес, основанный на абсолютно новой идее или решении. Первым стартапом в истории считается компания, организованная в 1939 году студентами Стэнфордского университета Дэвидом Паккардом и Уильямом Хьюлеттом. Проект оказался успешным и позже перерос в полноценный бизнес — «Хьюлетт-Паккард».

https://rg.ru/2019/04/01/vypuskniki-vuzov-smogut-zashchishchat-ne-diplom-a-sobstvennyj-biznes-proekt.html