Не только итожить, но сотворчествовать и дискутировать

В Московском физико-техническом институте (национально-исследовательском университете) МФТИ в новейшем корпусе «Физтех.Арктика» 22 января 2020 года состоялось общее собрание Совета ректоров вузов Москвы и Московской области под Председательством Николая Кудрявцева. Но сначала ректоры посетили лаборатории МФТИ и ознакомились с новейшими разработками, такими как: разведывательно-аналитический автоматизированный комплекс на базе беспилотного автомобиля, магистерская программа «Мониторинг природных и техногенных сред» и другие.

Н. Кудрявцев сообщил собравшимся, что Совет ректоров объединяет 87 вузов Москвы и 11 вузов Московской области – всего 98 вузов из двух регионов, из которых негосударственных 10. В Московской городской Думе есть наш представитель – это  ректор Государственного института русского языка    имени А.С. Пушкина Маргарита Русецкая.

За прошедший год Президиум Совета собирался четыре раза, из них три раза в расширенном составе. В заседаниях принимали активное участие: заместитель мэра Анастасия Ракова и Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента  образования  и  науки Исаак Калина.  Обсуждались вопросы: субсидии и гранты из бюджета города Москвы федеральным государственным образовательным организациям высшего образования и федеральным государственным научным учреждениям; совершенствование форм взаимодействия города и вузов в системе рынка образовательных услуг и рынка труда; участие вузов в развитии системы предпрофессионального образования московских школьников; тенденции развития университетов и их взаимодействии со школами; итоги приема в московские вузы в 2019 году и другие вопросы.

   Важным направлением деятельности Совета ректоров является участие вузов в программах развития города Москвы.

В результате обсуждения и обмена мнениями был сформулирован круг актуальных задач взаимовыгодного сотрудничества московских вузов и Правительства Москвы, которые легли в основу московского стандарта высшего образования.

В конце лета на территории ВДНХ проходил третий Московский международный форум «Город образования». В рамках деловой программы форума прошла дискуссия членов Совета ректоров, посвященная обсуждению развития преемственности и непрерывности образования в системе образования Москвы.

В Москве сконцентрировано качественное высшее образование, среди вузов столицы – 11 Национальных исследовательских университетов. Жизнь диктует новые требования к абитуриентам – выпускникам школы: высокий уровень самостоятельности, умение делать осознанный выбор, высокий уровень «ИТ-Культуры».  Было высказано предложение о создании консорциума университетов, который выработает совместно со школами модель «Новой старшей школы» для качественной подготовки старшеклассников к поступлению в вузы.

В октябре на расширенном заседании Президиума Совета ректоров обсуждались итоги приемной кампании.  Отмечалась хорошая динамика средних качественных показателей поступающих в московские вузы как на бюджетный, так  и внебюджетный приемы. В целом позиции московских вузов в стране усиливаются. Растет количество зачисляемых по результатам олимпиад высокого уровня. Вместе с тем было отмечено, что при безусловно высоких средних баллах зачисленных по ЕГЭ, в ряде вузов, имеющих филиалы в регионах страны, пороговые проходные баллы были недостаточно высоким по меркам Москвы. Для решения этой проблемы  нужны соответствующие поправки в правила приема, расширяющие права головных вузов. Работа в этом направлении проводится. 

Еще одна тема, которая значительное время была в поле деятельности ректоров – взаимодействие с Антитеррористической комиссией города Москвы под председательством Мэра Москвы  Сергея Собянина.  По запросу аппарата комиссии Совет направляет обобщенные данные о проведении на базе образовательных организаций воспитательных и культурно-просветительских мероприятий, направленных на развитие у молодежи неприятия идеологии терроризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Докладчик тепло отозвался о «Вузовском вестнике», который всегда оперативно информирует вузовское сообщество о новостях университетской жизни.

 — Одной из приоритетных задач Совета ректоров является взаимодействие со структурами Правительства города Москвы, — подчеркнул Николай Кудрявцев. —  Департамент образования и науки города Москвы высоко оценивает  опыт связки школ и вузов столицы. Медицинские, инженерные, кадетские, академические классы набирают обороты. В прошлом году был запущен новый проект  предпрофессионального образования школьников «IТ-класс в московской школе» с целью обеспечения потребности экономики Москвы высокомотивированными IТ-кадрами, ориентированными на развитие города. В проекте участвуют 8 федеральных  вузов, ведущие IТ-компании  Яндекс, Лаборатория Касперского. Более тысячи обучающихся из 35 школ. Классы оснащены современным оборудованием лабораторно-исследовательского комплекса «IT-Полигон», представляющего собой рабочее место профессионалов в области web-разработки, телекоммуникации, аналитики данных, прототипирования и инжиниринга.

В 2019 году Мэр Москвы Сергей Собянин поддержал обращение Совета ректоров с просьбой об увеличении ежегодного объема грантов. В соответствии с  Постановлением Правительства Москвы от 29 августа 2019 г. общий объем грантов увеличился до 1,5 миллиарда рублей (раньше было 1 млрд. рублей). Это стимулирует  совершенствование системы отбора лучших заявок и повышает конкуренцию среди исполнителей  вузовского и академического сообщества.

Среди грантов – отмеченные программы и проекты развития специализированных классов в московской школе, а также «Московская предпрофессиональная олимпиада», «Университетские субботы», ведение практико-ориентированных занятий для обучающихся и педагогических работников на базе центров технологической поддержки образования (ЦТПО).

Создание и развитие профессиональной и предпрофессиональной подготовки определено Правительством Москвы как одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед столичным образованием. В проведении таких мероприятий в отчетном году приняли участие около 40 организаций высшего образования и науки.

Старейшим среди проектов, связанных с развитием предпрофессиональной подготовки в 110 московских школах, свыше 8,5 тысяч обучающихся, является проект  «Инженерный класс в московской школе». В нем активное участие приняли 25 федеральных вузов, среди которых: МГТУ имени  Н.Э.  Баумана, СТАНКИН, Московский политехнический университет, Высшая школа экономики, МТУ связи и информатики, МИИТ, МИСиС, МЭИ, МИФИ, РАНХиГС при Президенте РФ, РГУ имени А.Н.  Косыгина, РГУ нефти и газа  имени И.М. Губкина, РГГУ,  Медицинский университет имени Н.И. Пирогова, РХТУ имени Д.И. Менделеева и другие вузы.

При реализации мероприятий по развитию системы профильного обучения в условиях интеграции общего и дополнительного образования важную роль играют гранты, связанные с поддержкой деятельности Академических (научно-технологических) классов в московской школе. В этом молодом проекте задействованы  26 научных организаций, 22 федеральных вуза, более 1,5 тысячи обучающихся из 24 школ. Классы оснащаются оборудованием для конструирования роботизированных систем, биохимии, физиологии, экологии, цифровыми лабораториями для проведения физико-химических экспериментов и опытов.

В медицинских классах в 71 школе для 4 тысяч обучающихся ведется отработка практических навыков оказания первой помощи, проводятся элементарные медицинские манипуляции и научно-прикладных исследований.

 В масштабных проектах «Университетские субботы» и «Университетские среды для учителей» участвуют около 50  вузов  технического, естественно-научного и гуманитарного профилей. Проведённые в рамках этого проекта мероприятия посетили более 100 тысяч москвичей. На курсах и тренингах, проводимых в ведущих вуза для школьных учителей, их знакомят с передовыми достижениями науки и техники и инновационными образовательными технологиями. Многочисленные похвальные отзывы участников мероприятий говорят об эффективности проводимых мероприятий.

Уникальный состав учебно-лабораторного оборудования ЦТПО привлекает тысячи юных москвичей для знакомства с целым спектром профессий от рабочих до инженеров, от исследователей и изобретателей до инноваторов.

В ряду приоритетных направлений деятельности Совета ректоров и его комиссии по молодежной политике, возглавляемой ректором МИСиС Алевтиной Черниковой, является физическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни в студенческой среде. Здесь наиболее массовыми мероприятиями являются Московские студенческие спортивные игры.

В наступившем 2020 году работа со студенческой молодежью во всех вузах приобретает особое значение в связи с предстоящим празднованием 75 годовщины победы в Великой отечественной войне. В этом направлении мы многие годы координируем свою деятельность с Московским советом ветеранов, возглавляемым Владимиром Долгих. Работа ведется в соответствии с соглашением, которое мы подписали в 2017 году.

Научно-инновационный блок Совета ректоров координируется одноименной комиссией, представленной 11 вузами во главе с МИФИ (председатель комиссии Михаил  Стриханов),  работающей во взаимодействии с Департаментом образования и науки г. Москвы и вузами.

Под эгидой Совета ректоров в отчетном году проведены крупные научные студенческие конференции:

   При участии вузов Москвы подготовлены более 100 экспертных заключений по заявкам на выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках конкурсного отбора проектов на предоставление субсидий в целях реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

    Представители вузов Москвы участвовали в экспертизе заявок на соискание Премии и Грантов Правительства Москвы для молодых ученых.

    Проведен традиционный Конкурс на лучшее студенческое научное общество Москвы и Московской области.

В работе комиссии по международной деятельности Совета ректоров, возглавляемой  ректором РЭУ имени Г.В. Плеханова Виктором Гришиным, вместе с представители Россотрудничества активное участие принимали: Российская академия народного хозяйства и государственной службы, РУДН, МСХА имени К.А. Тимирязева, Всероссийской академии внешней торговли, МАИ, МГСУ, МИСиС, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, Московский городской университет.

Были проведены конференции, форумы, экспертные дискуссии, на которых обсуждались вопросы  экспорта образования, взаимодействия вузов, бизнеса и власти при использовании студентами механизма академической мобильности, вопросы глобальной конкурентоспособности, стратегии развития экспорта российской системы образования.

Подготовлены и реализуются межвузовские образовательные проекты в области экономики, финансов, менеджмента с десятками вузами-партнерами из Западной Европы. 

 Подготовлены предложения и инициативы для органов государственной власти по национальному проекту «Образование».

В рамках комиссии по административно-правовым вопросам образования, возглавляемой ректором Университета имени О.Е. Кутафина Виктором Блажеевым, в течение отчетного периода осуществлялись несколько важных проектов, например:

– экспертиза, научно-правовой анализ законопроектов, нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан и т.д.

В заключение докладчик отметил, что в нынешнем году, в Москве с 21 по 26 июня пройдет финал Чемпионата мира по спортивному программированию среди студенческих команд. Это самое престижное и масштабное командное соревнование в IT-сфере, которое проводится более 40 лет и в котором Россия удерживает лидерство с 2000 года. Он призвал всех ректоров  использовать грядущий чемпионат для приобщения студентов к   IT технологиям будущего.

Затем выступила директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Екатерина Бабелюк. Она, в частности, сказала, что, несмотря на смену руководства министерства, вузам никто не мешает работать над примерными образовательными программами, готовиться к государственным заданиям по науке. Причем две трети суммы пойдут как базовое госзадание, а одна треть по конкурсу новых лабораторий. Министерство ждет от вузов сообщения и предложения на будущее. Видимо, продолжится конкурсный отбор университетов по проектам 5-100 и опорных вузов. Опорные будут выбираться не только для регионов, но и для отраслей экономики. Важны предложения по развитию цифровой экономики и экспорту образования. Е. Бабелюк призвала больше рассказывать о достижениях наших вузов и не впадать в очернительство отечественного высшего образования. По ее мнению мониторинги оценки качества обучения и трудоустройства выпускников очень нужны. Международные рейтинги вузов тоже пока не сняты с повестки. То есть представитель министерства прямо призвала ректоров к сотворчеству с руководящим аппаратом и дискуссиям по актуальным темам. И это представляется очень правильным, особенно сейчас, когда начинает работать новое правительство. Член Президиума Совета, ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров предложил высоко оценить работу сообщества в отчетный период. Решено было обновить президиум Совета ректоров, включив в него Михаила Балыхина (МГУПП), Дмитрия Фурсаева (государственный университет «Дубна»), Владимира Трухачева  («Тимирязевка»).

С докладом ревизионной комиссии Совета ректоров выступил ректор «Плехановки» Виктор Гришин, который подтвердил правомерность и соответствие всех произведенных затрат имеющимся поступлениям.

Об олимпиаде «Я — профессионал», о вызовах и возможностях для вузов рассказала проректор НИУ «ВШЭ» Валерия Касамара.

Заместитель руководителя Департамента образования и науки г. Москвы Татьяна Васильева поблагодарила вузы за большую просветительскую работу  со школами. Университеты, отличившиеся в проекте «Университетские субботы» были премированы. Это «МИФИ», Институт русского языка имени А.С. Пушкина, «Бауманка», «Ветеринарка», «Сеченовка», «МПГУ», Университет управления правительства Москвы, «Строгановка» и «Второй мед».

В конце собрания председатель Московского студенческого спортивного союза Сергей Пономарев рассказал о втором этапе Московских студенческих спортивных соревнований, посвященных 75-летию нашей Победы  в Великой Отечественной войне. Он призвал также ректоров активнее участвовать, в ставших уже традиционными, соревнованиях для руководителей вузов.

Таким образом, собрание Совета ректоров прошло как всегда на хорошем «подъеме». Единственное, что хотелось бы пожелать в дальнейшем вузовской общественности это активнее отстаивать свои интересы перед профильным министерством, не бояться вступать в дискуссии, несмотря на кем-то придуманную «возрастную гильотину». Интересы России и ее высшей школы требуют повысить активность нашего профессионального сообщества. Тем более что в постоянно обновляемом министерстве не так и много настоящих профессионалов. Только взаимодействие с вузами поможет Минобрнауки соответствовать задачам, поставленным Президентом РФ перед Правительством.

На заседании Совета РСР выступил и Помощник Президента РФ Андрей Фурсенко. Он был достаточно краток, но к реформаторству все-таки призывал, по старой привычке.

— Мы живем в ином мире, многие профессии, которые появятся в течение 10-15 лет, будут совсем иные, а какие-то исчезнут. Поэтому важно учить учителей, — заявил А. Фурсенко. 

Он очень ратовал за реализацию на практике индивидуального обучения, но признался, что на недавней встрече в «Сириусе»  с талантливой молодежью ему возразили: индивидуальная траектория приемлема только для лучших, нужна осторожность, иначе качество образования только упадет.

Очень правильно отметил Помощник Президента, что некоторые студенты готовы «сидеть в вузе» до бесконечности, чтобы не столкнуться с реальной жизнью и производством, где нужны конкретные знания и навыки, а также ответственность. Они-то чаще всего и пополняют сейчас аспирантуру.

Хочу  вспомнить, что еще 50 лет назад в советское время у нас было внедрено индивидуальное обучение, но именно для лучших студентов. Так я, обучаясь в Московском государственном полиграфическом институте, как отличник имел индивидуальный план занятий. Мог вместо некоторых институтских  предметов изучить более интересные для меня дисциплины в других университетах. В МГУ прослушал курс по психологии, в «Плехановке» — по рекламе. Надо не забывать, что всё новое часто оказывается хорошо забытым старым, и не открывать Америк.

Еще нужно помнить, что бурное развитие в мире идет в  достаточно ограниченном техническом секторе. Гуманитарные же знания и некоторые другие фундаментальные науки развиваются, как и раньше, постепенно. Бежать впереди паровоза совсем не обязательно. Можно ориентироваться на Кембридж, Сорбонну, именитые университеты, где порядки не меняются многие годы.  И «реформаторов» там никак не приветствуют.

А у нас в свое время, не послушав ректорское сообщество, ввели например ЕГЭ, которое в частности ударило по качеству школьного образования и, как это ни  странно, привело к оттоку кадров из регионов, об интересах которых мы теперь так ратуем. Уже на выходе из МГУ с ректорами из Омска я услышал неприятные цифры, что за последние годы Омск опустел на несколько сот тысяч человек!

Так что теперь надо исправлять ситуацию, но комплексно, развивая в Сибири производство, улучшая условия жизни. Если этого мы не сделаем, то никакие призывы к развитию региональных вузов не помогут.

Задавали вопросы и выступили А. Александров, М. Эскиндаров, Р. Стронгин, П. Глыбочко, В. Костишко, Н. Кудрявцев, Н. Пустовой, А. Шестаков, М. Стриханов, А. Саралидзе, Н. Анисимов, В. Зернов и другие участники заседания.

Таким образом, расширенное заседание РСР прошло достаточно конструктивно. Есть надежды, что совместными усилиями «корабль» нашей высшей школы поплывет в нужном направлении и не по слишком бурному океану.

Но, конечно, нужно отметить, что многие существенные проблемы высшей школы остались за бортом этого высокого собрания. Например, речь не шла  о содержании образования, повышении требовательности к студентам, укреплении их мотивации,  сочетании теории с практикой, и такой существенной части образовательного процесса как воспитание. Не очень ясно, на каких собственно «скрепах» его вести, строить современное мировоззрение. И получается, что порой кое-как окончившие вуз студенты не находят свое место в современной жизни, тем более на производстве, в здравоохранении или педагогике, особенно в отдаленных местах …

Для эффективного воспитательного процесса, да и для развития экспорта образования нужно все-таки, наконец, определиться со своим «лицом», с тем, что мы строим в России. Рынок оказался у нас со «звериным оскалом». А ведь еще известный математик, публицист, академик Игорь Шафаревич предупреждал, что социализм и капитализм — это два пути к одному обрыву. Особенно если движение вперед «сдобрено» неприкрытой русофобией… Сейчас уже ясно, что безудержное потребление одних и растущая бедность других до добра не доведут. Нужна новая идеология, способная вывести общество из тупика. И наши традиционные ценности умеренности, справедливости, всечеловечности, должны быть востребованы.

Да и фундаментальный, системный подход к насущным проблемам, о котором говорили ректоры, крайне важен. Так что ректорскому сообществу предстоит огромная работа по совершенствованию российской высшей школы в союзе  с профильным министерством. !n��|

|