Нельзя бездумно внедрять чей-то опыт

Эту верную мысль провозгласил министр науки и высшего образования  РФ Валерий Фальков на расширенном заседании Совета Российского Союза ректоров (РСР) 18 февраля, которое проходило в Фундаментальной библиотеке МГУ имени  М.В. Ломоносова. Но обо всем по порядку.

Открылось заседание докладом Президента РСР, ректора МГУ имени М.В. Ломоносова академика Виктора Садовничего «О задачах российского Союза ректоров в современных условиях». Его выступление опиралось на послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию и на дискуссию на совместном заседании Госсовета и Совета по образованию и науке. Докладчик перечислил основные вызовы, стоящие перед научным сообществом. В первую очередь обеспечение качества высшего профессионального образования. Если к началу нулевых годов у нас было около 3 000 вузов и филиалов, то начиная с 2014 года их количество сократилось вдвое. И борьба за качество образования будет продолжена.

— Среди новых подходов очень важна индивидуальная образовательная траектория для студентов, в том числе для получения второй специальности, — заявил Виктор Антонович. 

Для обеспечения лидерства в высшей школе необходимо обновление материально-технической базы. Сейчас в вузах только около 40% оборудования и приборов соответствуют времени.

Кризисная ситуация сложилась и с аспирантурой, где только около 12 % ее выпускников защищают диссертации.

Конечно, намеченный путь развития региональных вузов очень правильный. К сожалению, сейчас менее половины выпускников региональных вузов планируют остаться рядом со своим местом жительства.

Нужно обеспечить глобальную конкурентоспособность российской высшей школы. С 2000 годов число иностранных студентов значительно выросло.  Но работа в этом направлении предстоит еще очень большая.

— Главное и ключевое направление наших действий для достижения успеха, —  сказал В. Садовничий, — это сохранение фундаментальности образования. Здесь российские вузы имеют хороший задел. Важно его преумножить, а не растерять.

Касаясь международных  рейтингов университетов, докладчик отметил, что сейчас 37 глобальных и 58 региональных рейтингов. Участвуя в них, нашим вузам важно иметь возможность использования в первую очередь Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» в качестве составляющего инструмента оценки эффективности своей деятельности.

Докладчик предложил Минобрнауки рассмотреть вопрос о расширении перечня квалификаций для возможного присвоения нескольких квалификаций выпускникам бакалавриата, магистратуры и специалитета. Дополнительное образование желательно вести на бюджетной основе, возможно для этого надо будет внести изменения в законодательство. 

В целях эффективного использования передовых достижений образования, науки и технологий, содействия развитию региональных вузов советам ректоров на местах, надо бы рассмотреть возможность расширения участия университетов в программе научно-образовательных консорциумов «Вернадский». Кстати, на заседании РСР к одиннадцати таким существующим ныне консорциумам прибавился двенадцатый. Было подписано соглашение с губернатором Ненецкого округа Александром Цыбульским.

Укреплению связей науки, образования, с инновационной деятельностью  помогут такие начинания как «Университетские Долины». В этом проекте лидирует МГУ.

Необходимо принять меры для поддержки и развития российских научных журналов, повышения их авторитетности и достижения уровня ведущих мировых научных изданий.

Ректорское сообщество ратует за открытие научно-образовательных центров мирового уровня в регионах. Следует уделять большое внимание поиску талантов, и здесь большую роль играет олимпиадное движение в  России, в котором принимают участие около 2 млн. школьников ежегодно. Примерно 20 000 в 2019 году  стали дипломантами. Так что всего 1% имеет льготы при поступлении в вуз. Это нормально.

Сказал докладчик и о всероссийском фестивале науки, контактах наших университетов с зарубежными коллегами, молодежном научном форуме «Ломоносов», в котором за 27 лет поучаствовало  более полумиллиона человек.

В заключение В. Садовничий отметил,  что 17 февраля под Москвой в Красновидово он открыл памятник «Заседание штаба Западного фронта». Здесь 10 октября 1941 года проходило знаменательное событие, которое привело к разгрому немцев под Москвой. Памятник представляет собой огромную каску, под которой стоит стол заседаний           .

Ректор Московского государственного университета предложил всем российским вузам провести День памяти и славы, приуроченный к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

— Впереди — 75 лет Великой Победы, 2020 год объявлен Годом памяти и славы. Есть предложение: нам, университетам, провести общий День памяти и славы, — сказал Садовничий.

В этот день, считает он, каждый университет мог бы приготовить свою программу и организовать трансляции «этого события по всей стране».

Затем выступил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Его выступление, как  потом отмечали собравшиеся ректоры, очень коррелировало с докладом Виктора Садовничего. И это неудивительно, министр — выходец из ректорского сообщества, бывший ректор Тюменского госуниверситета. Он не  теоретически, а на практике хорошо знает проблемы высшей школы.

— Накопилась целая серия нерешенных вопросов, — отметил В. Фальков. В первую очередь рост роли регионов в  подготовке кадров. Это и развитие инфраструктуры вузов, содействие экспорту образования, расширение полномочий регионов в сфере науки и высшего образования и многое-многое другое.

— Внимание столичным вузам не будет ослаблено, — подчеркнул выступавший.

Ректоры должны работать в тесном контакте с губернаторами, только тогда их ожидает успех, по мнению министра. И нужно добиваться многоканального финансирования (федеральное, региональное, бизнес).

Сейчас готовится новая редакция проекта 5-100 и «Опорные вузы». Кроме регионов в последнем поучаствуют и отрасли. Идет работа по новой методике распределения бюджетных мест. К тридцатому году на 40% будет больше выпускников школ. Один бакалавр планируется на два выпускника, один магистр — на три. Количество бюджетных мест постепенно вырастет в общем на 39 процентов. Но у столичных вузов всего на 25 процентов.

— Нужно устранять законодательные барьеры, связанные с обучением, работой иностранных студентов в РФ, — считает В. Фальков. Предстоит расширять сетевое взаимодействие, это проекты «Вернадский», «онлайн-образование», совместные образовательные программы и дипломы.

Среди приоритетов была названа гибкая образовательная траектория.

Стоит задача улучшения нормативного регулирования: дебюрократизация процесса отчетности. Такое предложение, безусловно, порадует ректоров, которых захлестывает бумажный вал. Конечно, полной свободы у руководителей вузов не будет, но обещано сделать в этом направлении определенные шаги. Особенно порадовало заявление министра о том, что, продвигаясь вперед, нужно торопиться, но не спешить. А то реформаторский зуд давно всем надоел  и привел к печальным последствиям.